Дизайн и интерьер мебели

Когда люди всерьез задумываются над обустройством и декорированием помещений, на первый план выходит логическая цепочка «интерьер, дизайн, мебель», потому что именно стилистика и формат мебели определяют направление возможных решений. Особые акценты создает корпусная мебель. При значительных габаритах она существенно влияет на восприятие объемности помещения, а функциональное назначение корпусной мебели предполагает зонирование помещения строго определенным образом.

Под дизайном мебели в принципе следует понимать соответствие изделий мебельного производства определенным художественным стилям с общепринятыми канонами. Поэтому при нынешнем обилии производителей мебели одновременно горько и смешно наблюдать многие образчики, которые гордо именуются «дизайнерскими разработками», и самих «дизайнеров», лишенных элементарного вкуса и чувства меры. Они создают поистине мебельных кентавров.

Классический стиль, как наследие античности, проявляется прежде всего в архитектуре и керамике, отличаясь строгостью форм, математически выверенной пропорциональностью и лаконичностью декоративных элементов. Какой была античная мебель, мы можем только догадываться, ведь она не сохранилась в веках. Поэтому классика в мебели – это следование принципам данного стиля вообще. Хотя в понятие «классика» сейчас вкладывают соответствие какому-либо стилистическому направлению в смысле «классики жанра».

Классические тенденции в искусстве вообще и в производстве мебели ярко проявились во второй половине 18 – начале 19 веков. Возрождение классики всегда связано с историческими и политическими событиями и выходом государств на имперский уровень. Отсюда и понятие «сталинский классицизм» 1930-1940-х годов. Мебель этого периода строга, монументальна во всех видах – от корпусов радиоприемников до величественных буфетов.

Барокко и рококо всегда становятся символами периодов экономического расцвета, возрождения после трудных времен, отражая стремление людей как бы перечеркнуть тяжелые воспоминания жизнерадостным насыщенным декором и витиеватостью форм.

Коротким всплеском на волне победных настроений после крушения Наполеона в искусство вошел ампир, покрывший мебель того периода обилием позолоты и вычурных декоративных элементов. Но уже с 1820-х годов и почти до конца 19 века нарастает эклектика, смешение и взаимопроникновение различных стилей. В конечном итоге это привело к глубокому стилистическому кризису, выходом из которого стал модерн. Этот стиль совместил функциональность классических форм и богатство декора, основанного на природном изяществе растительных образов и форм.

Мрачные времена бездушного и безличного массового производства второй половины 20 века не прошли бесследно, они по сей день влияют на производство мебели. Производители дорогой высококачественной мебели все равно придерживаются канонов основных стилей, потому что классика востребована всегда и является показателем статуса и достатка.

Вошедший ныне в моду стиль хай-тек полностью основан на использовании новых материалов, произведенных с помощью так называемых высоких технологий. Такая зависимость делает его стилем весьма условно – он настолько же искусственный, как и сами материалы, вызвавшие его к жизни. Именно эти материалы, их свойства и фактура являются в стилистике хай-тек декоративными элементами. Отсюда и колористическая лаконичность, акцент на цветовые контрасты, слегка смягчаемые только применением разнообразных источников света.

Хай-тек призван презентовать и рекламировать новые материалы, и не приемлет соседства ни с одним предметом «из прошлой жизни», то есть несовременным. А ведь ни один прежний стиль не отторгал полностью своих предшественников, и предметы из разных эпох могли долгое время не только уживаться рядом, но и формировать интересные интерьеры. Должна ли быть стилистическая парадигма столь жесткой?

Интерьер создается для человека и призван способствовать комфортному восприятию окружающего пространства. Он должен максимально соответствовать характерам и особенностям живущих в этом пространстве людей, их собственному стилю. И, конечно, стилю и экстерьеру дома. Тот же хай-тек будет одинаково нелепо выглядеть в сельской усадьбе и в английском замке, и как-то потеряно смотрится ампирный секретер в «хрущовке». А ведь примеров таких интерьеров множество.

Разумность и гармоничность должны определять стиль. Элементарный здравый смысл – вот главный дизайнер интерьера.