Cтили мебели в интерьере



Мебель – один из важнейших элементов в формировании интерьеров. Поскольку изменение стиля в искусстве всегда связано с изменением мировоззренческой парадигмы в обществе, оно охватывает абсолютно все сферы жизни и наиболее быстро проявляется в интерьерных решениях, в том числе определяя стили мебели в интерьере.

Былое и думы

Стиль барокко зародился в 16 веке в Италии и был с восторгом принят знатью, разоренной предшествующими мрачными временами инквизиции и финансированием крестовых походов. Стиль создавал видимость роскоши и благополучия, поэтому его часто трактуют как неестественный и преувеличенный. Этому способствует и господствовавшая тогда концепция отвержения авторитетов, попрания традиционных рамок, когда все естественное брезгливо воспринималось как дикость. Это стиль, несущий даже не декоративность, а декорационность, своего рода бутафорию.

Громоздкая и обильно декорированная мебель определяет барокко как стиль для просторных помещений, где большое видится на расстоянии. Этому же способствует наличие в интерьере масштабных по площади росписей стен и потолков, больших живописных полотен. По сути, в барокко реализованы строгие формы незабытой в Италии тех лет античной классики, отягощенные чрезмерностью декора. В мебели это проявилось в резных скульптурных украшениях и растительных орнаментах, обивке мягкой мебели дорогими красочными материалами, в использовании занавесей и балдахинов в спальнях.

Стиль рококо первой половины 17 века стал еще более насыщенным продолжением барокко в декорировании интерьеров и предметов, но в нем отброшены замаскированные барочным декором классические формы. Теперь они повторяют плавные изгибы и завитки форм раковин, украшаются разнообразными картушами, розетками, обильной позолотой. Корпусная мебель с выпуклыми формами, столы, кресла и стулья с гнутыми ножками и вычурными спинками характерны для этого стиля. Ассортимент мебели пополнился в это время множеством мелких и специальных предметов – секретерами, ломберными столиками, пуфами, комодами.

Рококо быстро изжил себя, вызвав пресыщение чрезмерной декоративностью, граничившей иногда с безвкусицей. В противовес ему в 1760-х годах приходит строгий классицизм, следовавший античным канонам. Мебель этого периода лаконична, пропорциональна, практически лишена декоративных элементов. На первый план выходят декоративные свойства самого материала и качество исполнения. Прямолинейность, прямоугольность, устойчивость как основные признаки стиля свидетельствуют о входе европейских стран в полосу формирования имперских устоев.

К началу 19 века продолжением классицизма становится ампир, придавший строгим формам декоративное дополнение в виде насыщенной позолоты, скульптурных и рельефных изображений, прообразом для которых стали мотивы древнеримского искусства. Стиль зародился в наполеоновской Франции, но в конечном итоге стал символом ее крушения, ворвавшись в искусство стран-победителей Наполеона. Наступивший в 1830-х годах длительный период эклектики завершился модерном, заимствовавшим природные растительные формы и продемонстрировавшим оригинальную венскую мебель, уютные легкие диваны и кушетки, изящные шкафы и этажерки, цветастые ширмы.

Стилистика нового времени

Пережив бурные потрясения войн и революций, искусство интерьерного дизайна вновь воспрянуло с середины 1920-х годов. Оно еще пыталось тосковать об ушедшем, используя мотивы модерна, который был раздавлен экспериментами с тяжеловесным конструктивизмом. На мебели эти эксперименты просто не успели тогда существенно отразится, их прекратил возрожденный в противостоящих империях – СССР и Германии – классицизм и ампир. Особенно ярко они проявились в элитной мебели, украшенной резными композициями с военной атрибутикой. Всем видам мебели этого периода характерны массивность, устойчивость, преобладание темных тонов.

Внедрение во второй половине 20 века массовой культуры и массового производства нанесло сокрушительный удар по индивидуальности вообще и оригинальности интерьеров в частности. Легкость и простор минимализма 1960- годов задержались слишком надолго и приобрели искаженные формы, так как этот стиль просто усилили и затушевали тяжелыми и темными конструктивными элементами мебели. После полного отказа от натуральной древесины они изготавливались из очень ограниченного числа материалов – ДСП и мебельные щиты в совокупности с типовыми конструкциями мебели сделали интерьеры схожими до мелочей.

стили мебели в интерьере

стили мебели в интерьере

Проникновение в мебельное производство новых материалов началось в 1990-х годах и сегодня становится почти лавинообразным, давая дизайнерам широкие возможности для реализации самых смелых и необычных решений. Стиль хай-тек позволяет не только продемонстрировать свойства этих материалов, но и совмещает все их многообразие. Наиболее выразительно это проявляется в корпусной мебели, для создания которой одновременно используют материалы из древесина, стекло, пластик, металл. Такая мебель в совокупности с новейшими отделочными технологиями и материалами позволяет создать интерьеры, как будто сошедшие со страниц фантастических романов.

Интерьер всегда отражает дух времени и стремление людей противостоять трудностям, укрывшись в комфортной обстановке своего дома. В хорошие и спокойные периоды двери домов открываются, чтобы гостеприимно продемонстрировать изящную и светлую обстановку.





Вернуться в начало раздела Дизайн, интерьер